Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Министерство здравоохранения
Республики Северная Осетия-Алания

Элемент не найден!

Сбережение пациентов

Сбережение пациентов
09.12.2017

Информационные технологии сегодня применяются повсеместно, выводя все сферы нашей жизнедеятельности на новый уровень развития. Не стала исключением и медицина. О том, как процесс внедрения ИТ в здравоохранение позволит улучшить качество обслуживания, ускорить работу персонала и снизить затраты на обслуживание пациентов, рассказывает начальник Республиканского медицинского информационно-аналитического центра Минздрава РСО–А Аслан МАЙРАМУКАЕВ

– Медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ) был создан на базе Министерства здравоохранения республики в 2004 году. Какова была его основная задача?

– Прежде всего – информатизация учреждений здравоохранения, сбор и обработка статистической информации, формирование годовой статистической и периодической отчетности в электронном виде и так далее. Для этой работы мы и собрали врачей – статистиков, методистов, специалистов по информационным технологиям.

– То есть все, что касается информатизации в здравоохранении, ложится на ваши плечи?

– Да, именно так. На сегодня информатизация здравоохранения – это исполнение Плана мероприятий ("Дорожной карты") в сфере развития Единой государственной информационной системы в здравоохранении в 2015–2018 годах. Это стало предметом подписанного в 2015 году соглашения между Министерством здравоохранения России и Правительством РСО–А. Согласно плану мероприятий Северная Осетия должна организовать региональный сегмент Единой системы здравоохранения и интегрировать его в информационное пространство Российской Федерации. Иными словами, мы внедряем на территории республики различные прикладные информационные системы, которые позволят оказывать медицинскую помощь населению более эффективно, комфортно.

– А можно привести примеры действия таких систем?

– Сегодня записаться к врачу можно непосредственно в поликлинике или не выходя из дома – через инфомат, порталы: gosuslugi.ru, регистратура15.рф или единый call-центр Минздрава по телефону 33-33-55.

Еще один пример – внедрение системы сбора и формирования статистической отчетности. Еще в прошлом году отчеты готовились исключительно на бумажных носителях, а сегодня мы собираем их в электронном виде, что позволяет более оперативно и качественно получать статистическую информацию, анализировать ее и предоставлять министерству здравоохранения республики для принятия управленческих решений.

Таких систем много, среди них – и система учета льготного лекарственного обеспечения, в которой сегодня ведется регистр льготников, и многие другие.

Еще совсем недавно для того чтобы проанализировать какую-то проблему, необходимо было собрать множество отчетов, которые обрабатывались в ручном режиме. Все это занимало много времени и сил.

– Получается, что, внедряя информационные технологии, можно получить так называемое бережливое производство?

– Безусловно. И здесь особо хочется отметить действующий уже федеральный проект "Бережливая поликлиника", который с 2018 года переходит в формат приоритетного проекта Минздрава РФ под названием: "Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь". География проекта расширяется – если в экспериментальном режиме в 2017 году он реализован в рамках всего двух поликлиник Владикавказа – первой взрослой и первой детской, то с 1 января 2018 года их количество поэтапно возрастет и составит к концу 2018 года 10. А это значит, что будут обучаться персонал, широко внедряться информационные системы для улучшения процессов оказания медпомощи, формироваться зоны комфортного ожидания, устраняться очереди.

– Наверняка были проблемы, с которыми пришлось столкнуться в своей работе?

– Одни из самых главных – очень слабое оснащение организаций здравоохранения оргтехникой, локальными вычислительными сетями, без чего невозможна наша работа, и низкий уровень компьютерной грамотности среди медработников. Отсюда – медленное внедрение медицинских информационных систем.

– И как собираетесь их решать?

– Во-первых, мы перераспределили имеющуюся компьютерную технику, которая была закуплена в 2013 году, но простаивала. Запустили центр обработки данных, в котором сконцентрировали все серверное оборудование и программное обеспечение.

В этом году подключили к сети "Интернет" все больницы и поликлиники республики. Благодаря решению руководства РСО–А и Министерства связи РФ, при содействии "Ростелекома", на будущий год планируем подключить к Всемирной сети и врачебные амбулатории. Это позволит наладить с ними информационный обмен. Благодаря этому решению во многих населенных пунктах республики впервые появится широкополосный доступ к Интернету, что немаловажно для всех жителей сел. А в планах – дальнейшее оснащение компьютерной техникой медицинских организаций и повышение компьютерной грамотности сотрудников. Для этого в будущем году начнет функционировать учебный центр на базе МИАЦа. Здесь медикам можно будет пройти полный курс для работы с новыми информационными технологиями.

Также необходимо приводить в соответствие с требованиями сайты медицинских организаций, чтобы они были одинаково качественно заполнены актуальной информацией и на них размещены сервисы, которыми могут воспользоваться пациенты. Словом, впереди – много работы.

– Аслан, выше вы назвали существующие виды электронной записи к врачу. У вас наверняка уже есть какая-то статистика по ним?

– Да, конечно. Через 17 установленных в поликлиниках терминалов за 10 месяцев 2017 года осуществлено более 260 тысяч записей. С июля текущего года по настоящее время работает call-центр, принявший 28 тысяч звонков. В день их поступает более тысячи, и количество растет с каждым днем. Сейчас у нас задействованы 6 операторов, но в определенные дни звонков бывает еще больше, поэтому средний период ожидания составляет до 1 минуты. Чтобы снизить время обработки звонка, собираемся внедрить специальное программное обеспечение, которое позволит автоматизировать запись. Через портал "Госуслуги" за 10 месяцев также записались 18 тысяч человек. Кстати, появилась возможность записываться электронно и в районные поликлиники.

– Это очень удобно, но пациенты иногда жалуются на то, что консультации узкого специалиста надо ждать несколько дней.

– Здесь хочу особо отметить, что все экстренные больные должны обслуживаться вне очереди, в штатное расписание поликлиник вводится новая должность – "дежурный врач", который оказывает медицинскую помощь в экстренных случаях без очереди. Также есть возможность выписать "нулевой" талон для тех, кому срочно нужен осмотр узкого специалиста в день обращения.

– Информатизация здравоохранения – это помимо электронной записи к врачу еще и электронные больничные, медицинская карта и другие виды электронного документооборота…

– Да, но для того чтобы полностью "загрузиться", в первую очередь необходимо оборудовать поликлиники компьютерной техникой. Выше я сказал, что нам удалось перераспределить по медучреждениям оргтехнику, которая долгое время простаивала. Технику передали в ДРКБ, детскую и взрослую поликлиники №1, роддома и женские консультации. В настоящее время монтируется локальная сеть, уже совсем скоро врачи в указанных учреждениях получат возможность оформлять электронную карту. Но есть еще одна серьезная проблема, об этом тоже говорил выше – необходимость обучения медицинского персонала. К сожалению, этот процесс медленный, поэтому для полного перехода к электронной карте даже при наличии техники еще понадобится какое-то время.

Однако уже есть реальные результаты: за неполный год в федеральную базу данных передано около 9 тысяч медицинских документов на 5 тысяч пациентов.

Что касается электронных больничных, то в соответствии с законодательством к концу года эта система будет внедрена в республике. Суть такова: из поликлиники по месту работы гражданина и в фонд социального страхования документ будет отправляться в электронном виде.

Еще один важный момент – учет справок рождения и смерти. В настоящее время мы активно работаем над переводом в электронный вид этих документов, готовим нормативную документацию, также решаем вопрос учета прикрепленного к медицинским организациям населения. Кроме того, в нашем ведении все – и региональные, и федеральные регистры, наши сотрудники организуют доступ к ним сотрудникам медучреждений, минздрава. Словом, работа по всем направлениям – очень обширная и непростая.

Однако даже то, что мы уже сделали и запланировали, в ближайшем будущем позволит увеличить точность, оперативность диагностических исследований, сократит затраты рабочего времени врачей при подготовке медицинской документации и повысит доступность и качество оказания медицинской помощи населению Северной Осетии.

 

"Северная Осетия"

 





Форма авторизации